Ассоциацией международного морского права подготовлен отзыв на очередной законопроект, касающийся перегрузки (перевалки) грузов
Ассоциация международного морского права подготовила отзыв на проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования осуществления перегрузки (перевалки) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов)».
В соответствии с законопроектом предлагается дополнить Главу V «Государственный портовый контроль» КТМ РФ статьями:
– 841 «Перегрузка (перевалка) грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и во внутренних и территориальных водах Российской Федерации в Каспийском море»;
– 842 «Перегрузка (перевалка) грузов с судна на судно в исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
– 843 «Перегрузка (перевалка) нефти и нефтепродуктов, опасных и вредных веществ с судна на судно в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Учитывая, что предлагаемое регулирование направлено на установление правил во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне, и в российском законодательстве правовой режим этих морских пространств урегулирован специальными федеральными законами, Ассоциация считает целесообразным рассмотреть указанные федеральные законы с точки зрения включения в них предлагаемых запретов на осуществление в этих морских пространствах определенной деятельности и включения отсылки на регулирование на уровне Правительства Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в Главе II «Особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря» содержится ст.16.1 «Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов во внутренних морских водах и в территориальном море».
Кроме того, обращается внимание на то, что за рамками законопроекта остался еще один вид морского пространства, установленный Российской Федерацией в соответствии с нормами международного права. Речь идет о прилежащей зоне, расположенной за внешней границей территориального моря, прилегающей к нему и ширина которой составляет 24 морские мили, отмеряемые от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Если перевалка грузов осуществляется в пределах прилежащей зоны, то надлежит учитывать и особенности, накладываемые правовым режимом этого вида морских пространств.
В заключительной части отзыва указано, что законопроект представляется совершенно необходимым в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования перегрузки (перевалки) грузов в различных видах морских пространств, однако требует тщательной юридической экспертизы со стороны специалистов в области международного морского права, в первую очередь, на предмет соответствия положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., участницей которой является Российская Федерация, а также обеспечения баланса между суверенными правами и юрисдикцией, осуществляемой Россией в морских пространствах за пределами ее государственной границы, и правами других государств.
14.01.2021г.