Волков Павел Александрович
Капитан а/л «Таймыр»
ФГУП «Атомфлот» г.Мурманск

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

О ЮРИДИЧЕСКИХ НЕСООТВЕТСТВИЯХ В ВОПРОСЕ БЕЗЛОЦМАНСКОГО ПЛАВАНИЯ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ И ЛЕДОКОЛЬНОЙ ПРОВОДКЕ СУДОВ В РЕКЕ ЕНИСЕЙ

11 февраля 2020 года, заместитель Норильского транспортного прокурора юрист 1 класса Богданов Д. С. издал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении капитана атомного ледокола “Таймыр” Волкова П. А.

Суть правонарушения: в период с 24.01.2020 по 25.01.2020 атомный ледокол “Таймыр” в отсутствие на борту лоцмана, обладающего правом совершать лоцманские проводки судов, осуществлял проводку дизель-электрохода “Талнах” в акватории реки Енисей от мыса Сопочная Карга до порта Дудинка. Также, а/л “Таймыр” осуществлял плавание в границах акватории реки Енисей от порта Дудинка до мыса Сопочная Карга в целях устройства ледового канала.

Статья 90 “Обязательная лоцманская проводка судов” (“Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации” от 30.04.1999 №81-ФЗ глава VI “Морские лоцманы” параграф 1 “Лоцманская проводка судов”) гласит:

  1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитанусудна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
  2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах.

Разберемся, в каких конкретно случаях капитан судна вправе осуществлять плавание в районах обязательной лоцманской проводки без лоцмана.

Согласно пункту 35 Приказа Минтранса РФ от 8 августа 2012 г. N 290 “Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Дудинка”, от обязательной лоцманской проводки судов на акватории морского порта освобождаются:

   – суда внутреннего плавания, следующие с верховьев реки Енисей до параллели 71°52′ северной широты и обратно;
   – суда портового флота;
   – маломерные, спортивные парусные и прогулочные суда;
   – гидрографические и лоцмейстерские суда;
   – суда, следующие под проводкой ледокола.

Из данного постановления видно, что от обязательной лоцманской проводки освобождаются суда, находящиеся под проводкой ледокола. Но имеет ли право сам ледокол совершать в таких районах плавание без лоцмана?

Капитан атомного ледокола “Таймыр” аттестован и имеет удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки судов на трассе Северного Морского Пути от 27.12.2019 г., номер удостоверения – 144. Данное право предоставляется Приказом Министерства Транспорта № 7 от 17 января 2013 года. Глава IV данного приказа, “Правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного Морского Пути”, пункт 33 которого гласит:

“Лицо, осуществляющее ледовую лоцманскую проводку судов, имеющее удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна или старшего помощника капитана на морских судах вместимостью 3000 и более, из которых не менее шести месяцев при плавании судна в ледовых условиях и являющееся работником организации, оказывающей услуги по ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути (далее – ледовый лоцман), дает рекомендации капитану судна при плавании судна в ледовых условиях в акватории Северного морского пути.” Таким образом, аттестованный капитан атомного ледокола, фактически, сам является лоцманом.

Право Капитана атомного ледокола совершать плавание в районах обязательной лоцманской проводки без лоцмана распространяется только на воды трассы Северного морского пути.

Обратимся к статье 5.1 Кодекса торгового мореплавания, согласно которой “под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Как видно из данного описания, река Енисей не является рекой, воды которой относятся к трассе Северного морского пути, в отличие от ближайшей к реке Енисей реки Обь. Воды реки Обь вполне четко описаны в Приложении № 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1487, подписанном Председателем Правительства РФ М. Мишустиным “Об утверждении Правил плавания в акватории Северного Морского Пути”. В данном постановлении реке Обь присваивается статус Района №5 (Обская губа) акватории Северного Морского Пути: Границы района проходят от мыса Турысаля (72° 48’ северной широты и 74° 50’ восточной долготы) северо-западной оконечности полуострова Явай; далее через залив Обская губа до мыса Хэсаля (72° 53’ северной широты и 71° 37’ восточной долготы) северо-восточной оконечности полуострова Ямал; далее к югу по восточному берегу полустрова Ямал до мыса Каменный (68° 30’ северной широты и 73° 35’ восточной долготы); далее через залив Обская губа к мысу Трехбугорный (69° 05’ северной широты и 73° 52’ восточной долготы) полуострова Явай; далее к северу по западному берегу полуострова Явай до мыса Турысаля. В этом же постановлении указано, что к водам акватории Северного морского пути (район № 6) относится и Енисейский залив. Однако сама река Енисей в район № 6 акватории Северного морского пути не входит.

Более детальное описание границ трассы СМП изложено в Федеральном Законе №155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” (ФЗ № 155). В соответствии с Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – ФЗ № 155) к внутренним морским водам относятся воды:

   – портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
   – заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
   – заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальным морем, согласно статьям 2, 4 ФЗ № 155, является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий:

   – линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
   – прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
   – прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
   – прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
   – система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. 

Описание крайне замысловатое, но тем не менее, если разобраться, то видно, что согласно № 155-ФЗ река Енисей на участке от мыса Сопочная Карга до акватории порта Дудинка не входит в состав акватории Северного морского пути.

В “Руководстве по сквозному плаванию судов по Северному морскому пути” (Адм. № 4151, стр. 14) говорится: “В арктические моря впадает множество рек. Наиболее крупные из них судоходны и имеют огромное значение как коммуникации в северном и центральном районах Сибири. Часть рек доступна для морских судов и используются не только для каботажных перевозок, но и для экспортных. К рекам, на которых осуществляется морское судоходство, относятся реки Енисей, Хатанга, Анабар, Колыма.” То есть река Енисей играет ключевую роль в судоходстве региона.

Примечательно также и то, что Енисейский залив, находящийся севернее указанного заместителем прокурора участка, согласно постановлению № 1487 Председателя Правительства РФ М. Мишустина, является частью акватории Северного Морского Пути; и порт Дудинка, согласно Приказу Минтранса РФ от 08.08.2012 № 290 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Дудинка», подпункту 5 пункта 1 Перечня морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 04.12.2013 № 373, входит в перечень морских портов и расположен на побережьи акватории Северного морского пути. А участок реки, соединяющий эти две части акватории трассы Северного морского пути – частью акватории Северного морского пути не является…  Налицо явный юридический парадокс. Ведь если посмотреть на карту, то иного судоходного подходного пути к порту Дудинка, кроме самой реки Енисей, нет.

В соответствии со ст. 86 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.

Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах (ч. 1 ст. 87 КТМ РФ).

Обратимся к документу “Положение о морских лоцманах”, зарегистрированному в Минюсте РФ 28 августа 2008 г.

Часть III “Права и обязанности” пункт 17 гласит: “Морской лоцман дает рекомендации капитану судна при плавании судна в районе лоцманской проводки судов”. Пункт 19: “По поручению капитана судна лоцман может отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений”. То есть фактически лоцман является советником капитана, но не лицом, его замещающим. Независимо от присутствия лоцмана на борту судна, всю ответственность за безопасность судна и экипаж в полной мере несёт капитан. Отдавать команды непосредственно рулевому лоцман имеет право только с разрешения капитана судна.

А теперь обратим внимание на порядок аттестации морского лоцмана и рассмотрим требования к подготовке морских лоцманов и капитана атомного ледокола. В Главе V “Порядок проведения аттестации кандидатов в морские лоцманы” изложены требования к квалификации морских лоцманов. Один из пунктов требований – диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана. Принципиальное же отличие лоцмана от капитана заключается лишь в том, что лоцман должен знать границы и лоцийное описание района лоцманской проводки, то есть того района, где лоцман постоянно работает.

В “Программе проверки знаний судоводителей перед приемом на работу”, Федерального Государственного Унитарного Предприятия атомного флота ФГУП “Атомфлот” (СУБиК 04.004-2015) есть следующий пункт, по которому кандидат в судоводители предприятия проходит собеседование: “Правила плавания во льдах”. Этот пункт включает в себя несколько подпунктов: действия при плавании во льдах согласно РШС-89; номенклатура морских льдов; правила плавания в акватории СМП и правила ледокольной проводки судов в акватории СМП. В то же время, в “Положении о морских лоцманах” не сказано ничего касательно аналогичных требований знаний и умений плавания в ледовых условиях, предъявляемых морскому лоцману. 

Рассмотрим район лоцманской проводки на реке Енисей. Пункт 5.4 «Правил плавания судов в нижнем течении реки Енисей» (Адм. № 4110) сообщает: «Время окончания обязательной лоцманской проводки судов в условиях начала льдообразования и установления устойчивого канала во льду устанавливается Федеральным государственным унитарным гидрографическим предприятием и сообщается через систему навигационных предупреждений, а также через лоцманские станции Дудинского порта, порта Игарка и лоцманское судно. Отдельно стоит отметить, что Федеральное государственное гидрографическое предприятие входит в состав Госкорпорации “Росатом”. Ссылка на ресурс Предприятия в глобальной сети Интернет: www.hydro-state.ru. К сожалению, в настоящее время указанный ниже функционал рекомендательного характера касательно безлоцманского плавания в период ледостава не выполняется, как того требуют “Правила плавания судов в нижнем течении реки Енисей» (Адм. № 4110), в части установления времени окончания обязательной лоцманской проводки.

В конце октября – начале ноября река Енисей полностью покрывается льдом, а вскрывается ото льда – в середине мая – конце июня. Не менее шести месяцев в году навигация по реке Енисей осуществляется в ледовых условиях. На первом этапе ледостава суда, следующие в порт Дудинка, формируют ледовый канал самостоятельно. Атомный ледокол выполняет первую прокладку канала обычно в ноябре-декабре, в зависимости от температур. Срок эксплуатации одного ледового канала составляет в среднем полтора-два месяца. То есть за один сезон ледовой навигации по реке Енисей атомный ледокол прокладывает обычно три ледовых канала. При прокладке первого и всех последующих каналов капитану атомного ледокола необходимо учитывать такие факторы, как: 

   – соотношение глубин и осадок судов, эксплуатирующих ледовый канал,
   – наличие отмелей, других навигационных опасностей,
   – расположение всех последующих ледовых каналов относительно первого.

Немаловажным фактором также еще является и то, что на реке Енисей в период ледостава активно ведется хозяйственно-промысловая деятельность коренными малочисленными народами, и при осуществлении своих функций капитан атомного ледокола обязан учитывать эту деятельность, чтобы ей не навредить. 

При проработке маршрута прокладки ледового канала судоводительский состав ледокола тщательно изучает район прокладки. Ведь расположение всех последующих ледовых каналов относительно первого означает, что при прокладке первого ледового канала, капитан ледокола, выполняющего прокладку, должен оценивать, достаточно ли водного пространства он оставляет для последующих ледовых каналов.  В этом и заключается принципиальное отличие работы капитана атомного ледокола от работы лоцмана: капитан, выполняя плавание и прокладку канала, должен обеспечивать безопасность и перспективу нормального функционирования важного логистического объекта – реки Енисей, сформировать путь, по которому будут ходить суда в течение нескольких месяцев. А лоцман выполняет проводку судна “здесь и сейчас”, и ответственность лоцмана – “здесь и сейчас”. Стоит отдельно отметить, что лоцман на реке Енисей выполняет лоцманскую проводку по каналу, заранее проложенному атомным ледоколом, а сам в прокладке ледовых каналов участия не принимает.

Из вышесказанного видно, что никакой практической необходимости в лоцманской проводке атомный ледокол не испытывает. Требование Администрации морского порта Дудинка об обязательной лоцманской проводке для атомных ледоколов от мыса Сопочная Карга до порта Дудинка – либо результат юридической несостыковки, либо чистая формальность, соблюдение которой может сильно затруднить, замедлить, а в некоторых случаях – и вовсе заблокировать работу атомных судов по обеспечению ледовой навигации на реке Енисей. Ведь, соблюдая эти требования, капитан атомного ледокола, следуя с севера в порт Дудинка, будет вынужден останавливаться в районе мыса Сопочная Карга, как того требуют действующие нормы и правила, и ожидать прибытия на борт ледокола лоцмана.

Все требования касательно обязательной лоцманской проводки, безусловно, направлены на обеспечение в первую очередь безопасности. Но необходимо обратить внимание на один очень важный момент: атомный ледокольный флот является уникальным флотом, не имеющим аналогов. Атомные ледоколы обеспечивают безопасность других флотов во время навигации по трассе Северного морского пути. Старшие судоводители атомного ледокольного флота также являются уникальными специалистами, работа которых мало похожа на работу судоводителей других флотов. Поэтому применительно к атомному ледокольному флоту, в частности к проблеме обязательной лоцманской проводки на реке Енисей, должны действовать иные нормативно-правовые акты, не распространяющиеся на весь остальной гражданский флот.

Доподлинно известно, что ФГУП “Гидрографическое Предприятие” выступало с инициативой отменить обязательную лоцманскую проводку по реке Енисей для обеспечивающих ледовую навигацию ледоколов и направило проект приказа №70 на утверждение в Министерство Юстиции РФ.

Приказом № 70 Минтранса Российской Федерации от 12 марта 2021 года, также предлагается внести изменения в пункт 16 “Обязательных постановлений в морском порту Дудинка”, утвержденных приказом Минтранса РФ № 290 от 8 августа 2012 года. Пункт 16 ныне действующих Постановлений требует: “В морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов”. Приказом № 70 предлагается излагать Пункт 16 Обязательных постановлений так: “в акватории морского порта осуществляется обязательная лоцманская проводка судов”. Ну а поскольку, как уже было показано выше, вся река Енисей акаторией морского порта не является, то до границы морского порта Дудинка суда, в том числе обеспечивающие ледовую навигацию атомные ледоколы, смогут, не нарушая действующее законодательство, работать, не привлекая государственных лоцманов.

 

Цель данного письма – ни в коем случае не сравнить лоцмана и капитана атомного ледокола, их функционал, подготовку или что-либо другое. Но необходимо привлечение внимания соответствующих Администраций к вопросу юридических несоответствий, также, как и несоответствий здравых смыслов в данном вопросе.

 

Использованные материалы:

  1. “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации” от 30.04.1999.
  2. Приказ Минтранса РФ от 8 августа 2012 г. № 290 “Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Дудинка”.
  3. Приказ Минтранса РФ от 17 января 2013 г. №7 “Об утверждении правил плавания в акватории Северного Морского Пути”.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1487 “Об утверждении Правил плавания в акватории Северного Морского Пути”.
  5. Федеральный Закон №155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” (ФЗ № 155) от 31.07.1998 г.
  6. “Руководство по сквозному плаванию судов по Северному Морскому Пути” (Адм. № 4151).
  7. “Положение о морских лоцманах”, зарегистрированное в Минюсте РФ 28 августа 2008 г.
  8. Приказ № 70 Минтранса Российской Федерации от 12 марта 2021 г.
  9. “Правила плавания судов в нижнем течении реки Енисей” (Адм. № 4110).
  10. “Лоция Карского моря” Часть 1 (Адм. № 1115).
  11. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89)